ИНТЕРЬЕР МУЗЕЯ-МАСТЕРСКОЙ Д.Л. БОРОВСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО МУЗЕЯ ИМ. А.А. БАХРУШИНА
Год: 2021
Место: Филиал ГЦТМ им. А.А. Бахрушина: Большой Афанасьевский пер. 3, с.3
Заказчик: Музей Бахрушина, Красный Квадрат
Площадь: 365 кв.м
Стадия: Концепция
Команда проекта:
Наталья Коновалова (руководитель проекта);
Александр Боровский (сценограф, театральный художник); Ульяна Ермолова (продюсер); Георгий Долмазян (режиссёр); Мария Нефедова (сценарист);
Анастасия Щепкина (художник); Егор Карпович (инженер)
Авторский коллектив Бюро А4: Сергей Марков, Алексей Афоничкин, Анастасия Медведева, Маргарита Селькова
Давид Львович Боровский-Бродский — советский и российский театральный художник и сценограф. Архитектурный проект по превращению мастерской художника в музейное пространство в 2018 году совместно разработали Александр Давидович Боровский — сын мастера, и Дмитрий Викторович Родионов — генеральный директор Бахрушинского театрального музея. Бюро А4 совместно с авторами идеи занимались созданием концепции и развитием первоначальных замыслов.
Мастерская превратится в современную площадку с постоянной экспозицией: не только музей с историческими атрибутами, но и платформа для теоретических и практических занятий по сценографии, открытая для широкой аудитории.
Существующий музей располагается на 85 кв.м — а новое пространство займёт весь этаж. Помимо большого выставочного зала появится общественная библиотека с тематической подборкой книг и макетная мастерская, где посетители смогут научиться делать театральные макеты.
Давид Боровский родился в 1934 году в Одессе, учился в Киевской художественной школе. Давид пришёл работать в театр в 15 лет учеником декоратора, а уже в 22 года он выпустил первый спектакль в качестве художника-постановщика — “Ложь на длинных ногах” (постановка Ирины Молостовой в Театре им. Леси Украинки). Эта дебютная работа стала началом признанной карьеры.
Сразу из фойе посетители попадают в большой зал, где начинается рассказ о Давиде Боровском: на экране транслируется двухминутный фильм о его жизни и творчестве. После просмотра гости выбирают, как продолжить путь по экспозиции, из двух проекций-указателей: налево — Мастерская макетов, направо — Пространство художника.
Большой экспозиционный зал разделён на две части: зоны для постоянной и временной выставки. Функцию зонирования выполняет настоящий театральный атрибут — знаменитый занавес из спектакля “Гамлет” из Театра на Таганке. Занавес сам по себе является элементом выставки: как и в спектакле, он закреплён на динамической конструкции, может передвигаться и поворачиваться к зрителю под разными углами.
Сразу за занавесом, в зоне временной экспозиции — выставка работ Давида Боровского, сценографические макеты к спектаклям. Экспонаты будут меняться, чтобы показать все многочисленные работы художника.
В большом зале можно расставить деревянные стулья и организовать посадочные места — чтобы провести лекцию или в качестве декораций.
Третья зона Пространства художника целиком отдана под макеты. Вдоль стен — копии работ Давида Боровского, которые можно трогать руками, в центре комнаты — большой стол, куда можно перенести макет и пристальнее изучить его детали.
В библиотеке находится читальный зал и зона коворкинга, рядом — небольшая комфортная зона отдыха с кафе. В каталоге библиотеки тематическая подборка: профессиональная и художественная литература, связанная с постановками Давида Боровского, редкие зарубежные издания, каталоги и книги из личной коллекции художника.
В мастерской будет несколько дополнительных помещений: рабочая зона, где можно сделать свой макет, гостиная и кабинеты персонала.
В искусстве сценографии важна каждая деталь: форма, свет, костюмы, реквизит — всё то, что окружает театральное действие. Это искусство, которое создаётся в диалоге, а Пространство Художника учит и предоставляет пространство для этого диалога.
При посещении экспозиции посетитель получает айпэд и смотрит информацию о наполнении мастерской в режиме дополненной реальности. Также выставка будет адаптирована для посетителей с ограниченными возможностями: внешний вид тактильных моделей и стоек будет выполнен в едином художественном оформлении экспозиции и не выделяться в отдельное пространство.
< вернуться к проектам